воскресенье, 22 января 2012 г.

Подводные лодки проекта 627(А) «Кит»

Подводные лодки проекта 627 (627А) «Кит» — первые советские атомные подводные лодки. Фактически, только головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по изменённому проекту 627А.
В результате создания атомных подводных лодок проекта 627 СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. Корабли проекта 627—627А имели выдающиеся для своего времени характеристики, но обладали и существенными недостатками, которые исправлялись в последующих проектах.
Всего, с 1957 по 1963 годы , в строй вступили 13 субмарин , проходившие службу на Северном и Тихоокеанском флотах . Одна субмарина , К-8 — погибла, остальные были списаны в начале 1990 годов .







История строительства

Первая подводная лодка проекта 627 вступила в строй уже в 1957 году и имела статус опытового корабля. Параллельно велось строительство серии из 12 кораблей проекта 627А. В процессе строительства внедрялись значительные усовершенствования, в основном в направлении повышения надёжности главной энергетической установки.

Конструкция

Корпус

В отличие от «Наутилуса», имевшего традиционную штевневую форму носа, проект 627 получил более оптимизированную для подводного хода скруглённую элипсовидную форму носовой оконечности. На большей части длины корпус имел цилиндрическую форму с небольшой обтекаемой рубкой, утолщением для размещения ГАС в носовой части и выраженным хвостовым оперением. Два винта располагались в горизонтальной плоскости.

Силовая установка

С целью повышения надёжности было введено дублирование основных агрегатов, поэтому была принята двухвальная двухвинтовая схема движения. Основой энергетической системы стали два водо-водяных атомных реактора ВМ-А, показавших себя весьма ненадёжными, особенно в части трубопроводов первого контура, имевших значительную протяжённость. Возросшая скорость подводного хода обусловила применение систем автоматизации: для стабилизации курса по направлению использовалась система «Курс», а для стабилизации по глубине — система «Стрела».

Размещение экипажа

Обеспечение нормальной работы экипажа в условиях длительного пребывания под водой без контакта с атмосферой и в соседстве с работающими атомными реакторами стало важной проблемой. Для её решения была применена комплексная система кондиционирования и вентиляции, однако используемый в ней пожароопасный способ рециркуляции кислорода и поглощения углекислого газа стал источником частых проблем и нескольких катастрофических пожаров , в частности К-8 погибла именно в результате возгорания патронов системы регенерации воздуха.

Вооружение

Первоначально главным калибром проекта 627 должна была быть термоядерная «Царь-торпеда» Т-15 , дополненная двумя кормовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм без запасных торпед для самозащиты. Основным вооружением АПЛ проекта 627А стали 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боекомплект состоял из 20 торпед, лодки могли нести торпеды всех существующих типов, в том числе спецбоеприпасы с ядерными боевыми частями. В обычном боекомплекте из 20 торпед 6 были с ядерными зарядами. В этом проекте впервые в СССР была реализована возможность осуществления стрельб с глубин до 100 метров, управление стрельбой осуществлялось с помощью автоматической системы «Торий». Головной корабль кроме носовых ТА имел два кормовых торпедных аппарата калибра 406 мм. На серийных кораблях кормовые аппараты не устанавливались.

Сравнительная оценка

Основными конкурентами проекта 627(А) были первые проекты атомарин США: «Наутилус» , «Скейт» , «Скипджек» . По сравнению с построенными раньше «Наутилусом» и «Скейтами» (1955—1958 годы) проект 627 имел ряд неоспоримых преимуществ в скорости хода, вооружении, глубине погружения, а по сравнению с построенными одновременно лодками класса «Скипджек», лодки 627 проекта были крупнее, не уступали в скорости, по-прежнему были лучше вооружены, превосходили по размерам, но имели более высокую шумность.

Современный статус

Все подводные лодки проекта 627А, кроме погибшей К-8 сперва были выведены в резерв, начиная с 1989 года, а затем, в 1992 году , были списаны. Широкую огласку получил инцидент с К-159, затонувшей во время буксировки к месту длительного хранения. Выведенный из боевого строя в 1991 году головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол» планируется переоборудовать в музей, однако окончательное решение по этому поводу ещё не принято.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий