четверг, 12 января 2012 г.

Подводные лодки проекта 941 «Акула»

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) — самые большие в мире атомные подводные лодки . Проект разработан в ЦКБМТ "Рубин" (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года .


История

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года , главным конструктором проекта был назначен С.Н.Ковалев . Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа "Огайо  (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52) , которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами "Трайдент-I" , которыми оснащались американские "Огайо" , ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у "Трайдента" . Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН  не подошла.19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.
Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии "Севмаш" в июне 1976 года , спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года . Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа . Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской "Огайо" (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй в 12 декабря 1981 года . Всего с 1981 по 1989 год  было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции .
Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.


Конструкция

Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2×50 000 л.с., а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть  лодки. Применение двухкаскадной системы резинокордной пневматической амортизации и блочной компоновки механизмов и оборудования позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и, тем самым, снизить шумность лодки.
В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях ( фенестронах ).
На лодке имеются резервные средства движения — два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.

Размещение экипажа

Экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортзал , плавательный бассейн размером 4х2 м и глубиною 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева , солярий , обшитая дубовыми досками сауна , "живой уголок" . Рядовой состав размещается в маломестных кубриках , командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании : одна — для офицеров , другая — для мичманов и матросов. Моряки называют «Акулу» «плавучим "Хилтоном" .

Вооружение

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 "Вариант" . Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Из-за больших габаритов Р-39 лодки проекта «Акула» были единственными носителями этих ракет. Конструкция ракетного комплекса Д-19 испытывались на специально переоборудованной по проекту 619 дизельной субмарине К-153 , но на ней смогли разместить только одну шахту для Р-39 и ограничились семью запусками бросковых макетов . Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Благодаря амортизационно ракетно-стартовой системе АРСС старт ракеты осуществляется из сухой шахты с помощью порохового аккумулятора давления, что позволяет уменьшить интервал между запусками и уровень предстартового шума. Одна из особенностей комплекса — с помощью АРСС ракеты подвешиваются у горловины шахты. При проектировании предусматривалось размещение боекомплекта из 24 ракет, но, по решению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова , их число было сокращено до 20.
В 1986 году было принято постановление правительства о разработке усовершенствованного варианта ракеты — Р-39УТТХ "Барю" . В новой модификации планировалось увеличение дальности стрельбы до 10 000 км и реализация системы прохождения через лёд. Перевооружение ракетоносцев планировалось проводить до 2003 года — срока истечения гарантийного ресурса произведённых ракет Р-39 . В 1998 году после третьего неудачного пуска Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом. Разработать другую твердотопливную БРПЛ "Булава" поручили Московскому институту теплотехники , разработчику «сухопутной» МБР «Тополь-М».
Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений .
Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК "Игла-1" .
Ракетоносцы проекта «Акула» оснащаются следующим радиоэлектронным вооружением:
  • боевая информационно-управляющая система «Омнибус»;
  • аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»);
  • гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационный комплекс "Симфония" ;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100;
  • две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий