понедельник, 23 января 2012 г.

Подводные лодки проекта 659

Подводные лодки проекта 659 — серия советских атомных подводных лодок , вооружённых крылатыми ракетами «П-5» класса «корабль-земля» (по классификации NATO — SS-N-3C «Shaddock-B»). Первоначально главным конструктором проекта был П. П. Пустынцев, затем его сменил Н. А. Климов. После снятия ракет П-5 с вооружения лодки были переоборудованы по проекту 659Т (Торпедная): была переделана надстройка , демонтированы ракетные контейнеры, увеличен запас торпед, модифицировано сонарное оборудование. Переоборудование производилось во время средних ремонтов лодок в 1968—1976 годах.


История проекта
Первой отечественной ПЛАРК стала подводная лодка пр.659. Разработку технического проекта  осуществило ЦКБ-18 в соответствии с правительственным постановлением от 26 августа 1956 г. Главным конструктором проекта стал П.П.Пустынцев, затем его сменил Н.А. Климов. Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2-го ранга Ю.С.Вольфсон. За основу была взята АПЛ пр.627А. Но ПЛАРК существенно отличалась от прототипа архитектурно-конструктивным обликом, что было вызвано необходимостью размещения шести транспортно-пусковых контейнеров ракет комплекса "П-5". Пришлось увеличить размеры надстройки и ширину корабля, для обеспечения его остойчивости в надводном положение. Длина прочного корпуса также была увеличена по сравнению с прототипом, для размещения аппаратуры обслуживания и осуществления запуска ракет. Для предотвращения заливаемости ПЛАРК в надводном положении лодка строилась со штевневой носовой оконечностью, а не с ожевальной как у ПЛАТ пр.627. Водоизмещение возросло на 20%. Конструктивно лодка была двухвальной, двухкорпусной, разделённой на 9 отсеков. ГЭУ суммарной мощностью 35000 л.с. состоит из двух водо-водяных реакторов ВМ-А (каждый мощностью 70 мВт), двух ГТЗА-601 (мощностью 17500 л.с. каждый) и двух турбогенераторов постоянного тока ГПМ-21 (2х1400 кВт). Движителями являлись два пятилопастных гребных винта. В качестве резервных источников энергии использовались два дизель-генератора постоянного тока ПГ-117 (2х1400 кВт). Также имелись два ГЭД ПГ-116 (2х140 л.с.) на линии гребного вала. АБ свинцово-кислотная 28СМ. Всего три группы АБ из 112 элементов каждая.
РЭВ включало в себя:
- Навигационный комплекс "Сила Н-659"
- Гидролокационно-шумопеленгаторную станцию "Арктика-М"
- Гидролокационную станцию "Плутоний"
- Шумопеленгаторную станцию кругового обзора "МГ-10"
- РЛС "Альбатрос"
- СОРС "Накат"
С августа 1965 г. по конец 1969 года все корабли на судоремонтном заводе в Большом Камне под Владивостоком были переделаны по проекту 659Т. В ходе эксплуатации ПЛ пр.659 (659Т) неоднократно случались аварии вызванные, в основном, недостаточной надежностью реакторных установок первого поколения. Из боевого состава ВМФ ПЛ были выведены в 1985-1989 гг.

Вооружение 
Ракета снабжалась ядерной боевой частью, унифицированной с БЧ баллистической ракеты Р-11ФМ (первоначально ее мощность составляла 200 Кт, затем была увеличена до 650 Кт). Диаметр корпуса КР составлял 1,0 м, длина 10,8 м и размах крыла 3,7 м. Ее стартовая масса равнялась 5200 км, максимальная скорость полета соответствовала М=0,9–1,0, максимальная дальность стрельбы составляла 350 км. Полет проходил на высоте 800–900 м. Силовая установка КР включала два стартовых твердо-топливных ускорителя и маршевый ТРД КРД-26 (2250 кгс). Система управления включала автопилот, счетчик времени и барометрический высотомер. Ракета на подводной лодке транспортировалась в герметическом контейнере (диаметр 1,65 м, длина 12 м), заполненном азотом.
Ракетные контейнеры были сблокированы попарно в три блока. Каждый блок контейнеров поднимался на стартовый угол 15° путем поворота на неподвижной полой оси, внутри которой размещались коммуникации, связывающие ракету и контейнер с подводной лодкой — электрические к бортразъемам ракеты, а также к средствам, обеспечивающим необходимые параметры микроклимата в контейнере, и Яр. Перед стартом контейнеры, поднятые на стартовый угол, фиксировались стопорами, обе крышки (передняя и задняя) открывались. Подъем контейнеров осуществлялся гидравлическими подъемниками, размещенными во 2, 6 и 7 отсеках ПЛ. Все контейнеры поднимались за 140 секунд, крышки открывались за 20–25 секунд.
Шестиракетный залп мог осуществляться в определенной последовательности (6–3–2–5–4–1), где контейнеры 1 и 2 относятся к носовому блоку, 3–4 к среднему и 5–6 к кормовому.
Крылатые ракеты подавались на подводную лодку в полностью заправленном состоянии с установленной боевой частью и навешенными стартовыми двигателями. Стрельба производилась по пеленгу, равному курсу подводной лодки. Время после всплытия подводной лодки до пуска первой ракеты составляло около 4-х минут, время подготовки и пуск всех 6 крылатых ракет составляло около 12,5 минут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий