Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр — «Фрегат», код НАТО — Udaloy) — тип больших противолодочных кораблей (по классификации НАТО — эскадренных миноносцев). Были приняты в 1980-ом году на вооружение Военно-Морского Флота СССР , в настоящее время в количестве 8 единиц (в том числе 1 БПК «Адмирал Харламов» с 2006 года находится в резерве) состоят на вооружении ВМФ Российской Федерации . Ещё 2 корабля, «Адмирал Чебаненко » и «Адмирал Басистый», были заложены по проекту 1155.1 , из них достроен только первый.
Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.
В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.
Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в каждом машинном отделении) ГТГ () по 1259 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТД, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.
В целом, корабли проекта 1155 крайне жестко (даже в большей степени чем предыдущие проекты БПК) привязаны к прикрытию палубной или береговой авиацией и кораблями охранения. В определенном смысле, слабость ПВО и ПКР БПК проекта 1155 в сравнении, например, с фрегатом "Оливер Хазард Перри" (имеющим носовую балочную ПУ Mk-13, приспособленнукю для ведения огня ЗУР SM-2 и ПКР "Harpoon") объясняется отсутствием в СССР потребности в океанском эскорте, предназначенном для сопровождения конвоев вне радиуса береговых или палубных ВВС.
История разработки проекта
Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В.П. Мишина . По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) 1972-1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолета и несовершенство гидроакустических средств , не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы — 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК "Полином" нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа "Титан-2" и «Титан-2Т».Конструкция
Корпус корабля выполнен из стали , имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК — около 30 м, диаметр — более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слемминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.
В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигательГТД Д090 мощностью 9000 л.с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л.с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.
Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в каждом машинном отделении) ГТГ () по 1259 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТД, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.
Оценка проекта
БПК проекта 1155 были проектом крайне узкоспециализированного противолодочного корабля, не рассчитанного на выполнение функций ПВО или самооборону от НК противника. В результате, противовоздушное вооружение кораблей было ограничено комплексом самообороны, способным исключительно сбивать подлетающие ПКР но не представляющим никакой опасности для их носителей.
В целом, корабли проекта 1155 крайне жестко (даже в большей степени чем предыдущие проекты БПК) привязаны к прикрытию палубной или береговой авиацией и кораблями охранения. В определенном смысле, слабость ПВО и ПКР БПК проекта 1155 в сравнении, например, с фрегатом "Оливер Хазард Перри" (имеющим носовую балочную ПУ Mk-13, приспособленнукю для ведения огня ЗУР SM-2 и ПКР "Harpoon") объясняется отсутствием в СССР потребности в океанском эскорте, предназначенном для сопровождения конвоев вне радиуса береговых или палубных ВВС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий