Эскадренные миноносцы проекта 956, известные также как эскадренные миноносцы типа «Современный» — тип эскадренных миноносцев третьего поколения, последний из разработанных и реализованных в СССР проектов кораблей класса «эскадренный миноносец». Проектный шифр — «Сарыч», кодовое обозначение НАТО — Sovremenny class destroyer.
Эскадренные миноносцы проекта 956 строились на судостроительном заводе № 190 им. А.А. Жданова в период с 1976 по 1992 год включительно для Военно-Морского Флота СССР . Последние корабли серии достраивались уже для Военно-Морского Флота России . После распада СССР закладка новых и достройка нескольких уже заложенных кораблей проекта была прекращена из-за проблем с финансированием. Два корпуса в 1997 — 2000 годах были достроены по проекту 956-Э (в экспортном исполнении) по заказу Военно-морских сил Народной Освободительной Армии Китойской Народной Республики , ещё два корабля в 2000-х годах были построены на экспорт в КНР по модернизированному проекту 956-ЭМ .
С момента вступления в строй и до окончания холодной войны эскадренные миноносцы проекта 956 интенсивно эксплуатировались на различных морских театрах (от Баренцева моря до Персидского залива ), активно участвовали в боевой службе советского Военно-Морского Флота, демонстрировали советское военно-морское присутствие в Мировом океане , в том числе и в зонах вооруженных конфликтов .
В оперативно-тактическом задании эсминец получил название «корабля огневой поддержки десанта», так как планировалось, что корабль будет действовать в основном совместно с десантными отрядами . Согласно ОТЗ корабль предназначался для :
Для силуэтов кораблей этапа аванпроекта были характерны следующие общие особенности:
Результаты работы над аванпроектом стали базой для выработки ТТЗ на эскизное проектирование.
Главная энергетическая установка кораблей проекта 956 состоит из 2 эшелоннорасположенных котлотурбинных агрегатов ГТЗА-674 общей мощностью 100 000 л.с., один из которых расположен в носовом машинном отделении , а другой — в кормовом. Турбозубчатый агрегат оборудован автоматизированной системой управления с регулятором частоты вращения, обеспечивающим поддержание заданной частоты вращения при изменении режимов работы агрегатов . В носовом машинном отделении расположены 2 котла и правая турбина , в кормовом машинном отделении — два котла и левая турбина (гребной вал у неё короче). Редукторы с числовым соотношением 1:17 имеют вибродемпфированные корпуса и дают на валу до 300 оборотов в минуту .
На первых шести корпусах были установлены высоконапорные паровые котлы КВН-98/64 , вырабатывающие 98 тонн пара в час при давлении 64 кгс на см². Начиная с седьмого корпуса (эсминец «Строинн») устанавливались более совершенные и надёжные котлы КВГ-3 , с естественной циркуляцией воды (паропроизводительность каждого котла — 115 тонн пара в час при температуре 460—475° Цельсия. Энергия уходящих газов используется для нагрева воздуха в экономайзере (подогревателе) и для привода в действие компрессора от турбонаддувочного агрегата (небольшой газовой турбины), нагнетающего воздух в топки. Избыток или недостаток воздуха для котлов регулируется добавительной турбинкой или отсекается через заслонку .
Подача питательной воды происходит через экономайзер , откуда вода подаётся посредством питательной трубы в расположенные за экраном отпускные трубы, которые соединяют водяной и паровой коллекторы. Образование пара происходит в экранном ряде и конвективном пучке труб. Далее пар поступает в пароперегреватель, а затем в турбины. В состав конденсатно-питательной системы входят ионообменные фильтры для чистки и умягчения воды .
Система водоподготовки эсминцев проекта 956 оказала роковую роль на продолжительность службы всех кораблей проекта. Новые котлы корабельной КТУ стали исключительно требовательны к качеству питательной воды, в частности по кислородосодержанию. Но в отличие от ядерных силовых установок , система питательной воды оставалась «открытой» (сообщалась с атмосферным воздухом), поэтому водоподготовка, предусмотренная конструкторами, не обеспечивала требуемого качества воды, что приводило к быстрому выходу из строя котлов. Эсминцы с нерабочими котлами приходилось отправлять в ремонт . Опыт интенсивной эксплуатации кораблей с высоконапорными котлами показал, что отечественный Военно-Морской Флот к переходу на такие котлоагрегаты оказался технически и организационно малоподготовленным .
На кораблях проекта установлен также вспомогательный котёл паропроизводительностью 14 тонн в час. Рулевые устройства состоит из электрогидравлической машины и полубалансирного руля площадью 14 м².
Двухвальная установка с двумя малошумными винтами фиксированного шага позволяет эскадренным миноносцам проекта развивать полную скорость хода в 32 узла и максимальную скорость, равную 33,4 узлам. При нормальном запасе топлива в 1740 тонн мазута дальность плавания на максимальной скорости достигает 1345 морских миль , а на экономической скорости (18,4 узла) увеличивается до 3920 морских миль (4500 морских миль с топливом в перегруз) .
Как и все корабли третьего поколения эскадренные миноносцы проекта 956 не имеют архитектурной радиолокационной защиты . Большое количество радиолокационных антенн , размещённых на кораблях проекта, прямостенные участки борта и надстроек при плавании «на ровный киль» вследствие переотражения с гладкой поверхностью моря дают значительные значения ЭПР . Эскадренные миноносцы этого проекта имеют в семь раз большую ЭПР, чем французские фрегаты типа "Лафайет" (в том числе и за счёт более скромных размерений последних), но при качке разница сокращается втрое.
ЗРК «Ураган» способен вести одновременный обстрел 4—6 воздушных целей на высотах от 10 до 15 000 м и дальности от 3 до 25 км (у ЗРК «Ураган-Торнадо» дальность поражения увеличена до 70 км, а минимальная высота полёта снижена до 5 м). Масса ЗРК — 96 т, в том числе корабельная система управления весит 36 т, пусковая установка — 60 т). Темп стрельбы — 1 запуск в 6—12 секунд. Вероятность поражения самолета двухракетным залпом достигает 0,81—0,96 коэффициента, а вероятность поражения крылатой ракеты — 0,43—0,86
Механизмы погрузки и перезарядки позволяют вести артиллерийский огонь до полного исчерпания боезапаса практически без ручной перегрузки боеприпасов, чем отличаются от зарубежных АУ калибра 127-мм. В качестве системы управления используется специальный визирный пост, обеспечивающий эффективное ведение огня по береговым целям. Возможности РЛС «Лев» не позволяют работать артиллерийским установкам эсминца от одной СУ сразу на два борта (только на близких дистанциях можно возможно вести прицеливание через телевизиры).
Скорострельная зенитная артиллерия , предназначенная для самообороны корабля от крылатых ракет в ближней зоне ПВО , представлена двумя батареями 30-мм зенитных артиллерийских комплексов АК-63М (по одной батарее с борта). В составе каждой батареи имеется две шестиствольные артиллерийские установки с вращающимся блоком стволов водяного охлаждения и одна СУ «Вымпел». Эффективная дальность стрельбы — до 4 км, темп стрельбы — 4000 выстр./мин, общий боезапас — 16 000 выстрелов . Наведение автоматов АК-630 осуществляется исключительно дистанционно от РЛС «Вымпел», либо от визирной колонки. При своих выдающихся боевых характеристиках батарея из двух АК-630М из-за худших возможностей РЛС, а также из-за размещения последней на значительном удалении от оси стрельбы уступала по точности стрельбы одной 20-мм ЗАУ Mark 15 Phalanx CIWS
. Расчётное количество поражаемых одной батареей АК-630 противокорабельных ракет " Harpoon" оценивалось в середине 1970-х годов в 0,4-1,0 единиц.
Эскадренные миноносцы проекта 956 строились на судостроительном заводе № 190 им. А.А. Жданова в период с 1976 по 1992 год включительно для Военно-Морского Флота СССР . Последние корабли серии достраивались уже для Военно-Морского Флота России . После распада СССР закладка новых и достройка нескольких уже заложенных кораблей проекта была прекращена из-за проблем с финансированием. Два корпуса в 1997 — 2000 годах были достроены по проекту 956-Э (в экспортном исполнении) по заказу Военно-морских сил Народной Освободительной Армии Китойской Народной Республики , ещё два корабля в 2000-х годах были построены на экспорт в КНР по модернизированному проекту 956-ЭМ .
С момента вступления в строй и до окончания холодной войны эскадренные миноносцы проекта 956 интенсивно эксплуатировались на различных морских театрах (от Баренцева моря до Персидского залива ), активно участвовали в боевой службе советского Военно-Морского Флота, демонстрировали советское военно-морское присутствие в Мировом океане , в том числе и в зонах вооруженных конфликтов .
История проектирования
Оперативно-тактическое задание
Разработка эскадренных миноносцев проекта 956 была начата на основании постановления ЦК КПСС Совета Министров СССР и № 715—250 от 1 сентебря 1969 года , утвердившего «Программу строительства кораблей и судов в 1971—1980 годах» .В оперативно-тактическом задании эсминец получил название «корабля огневой поддержки десанта», так как планировалось, что корабль будет действовать в основном совместно с десантными отрядами . Согласно ОТЗ корабль предназначался для :
- подавления наземных малоразмерных целей, а также объектов противодесантной обороны, скоплений живой силы и боевой техники противника;
- огневой поддержки противовоздушной и противокатерной обороны десанта в районе высадки и на переходе морем;
- уничтожения надводных кораблей и десантно-высадочных средств противника совместно с другими силами флота.
Аванпроект
Аванпроект корабля разрабатывался в Ленинграде в ЦКБ-53 («Северном проектно-конструкторском бюро»). В ходе предэскизного проектирования боевые задачи корабля постоянно расширялись, что потребовало от проектировщиков многовариантной предэскизной работы. Было принято решение рассмотреть различные комбинации средств вооружения в сочетании с различными типами энергетической установки (ЭУ): газотрубный , дизель-газотрубный и паротрубинной . Прототипы для вариантов эскадренного миноносца с различными энергетическими установками были выбраны А.К. Шныровым . Вариант с паротурбинной установкой (прототипом был выбран проект 1134 ) имел мачту-трубу, вариант с газотурбинной ЭУ имел две спаренные трубы подобно БКП проекта 61 .Для силуэтов кораблей этапа аванпроекта были характерны следующие общие особенности:
- гладкопалубный корпус ;
- седловатость в носовой части;
- линейное или линейно-возвышенное расположение артиллерийских установок главного калибра;
- побортное расположение батареи малокалиберных зенитных артиллерийских комплексов АК-630М — МР-123 («Вымпел»);
- приоритетно-возвышенное расположение антенных постов РЛС освещения воздушной и надводной обстановки.
Результаты работы над аванпроектом стали базой для выработки ТТЗ на эскизное проектирование.
Главная энергетическая установка
Эскадренные миноносцы проекта 956 являются единственными в мире кораблями третьего поколения с котлотурбинной установкой (КТУ) .Главная энергетическая установка кораблей проекта 956 состоит из 2 эшелоннорасположенных котлотурбинных агрегатов ГТЗА-674 общей мощностью 100 000 л.с., один из которых расположен в носовом машинном отделении , а другой — в кормовом. Турбозубчатый агрегат оборудован автоматизированной системой управления с регулятором частоты вращения, обеспечивающим поддержание заданной частоты вращения при изменении режимов работы агрегатов . В носовом машинном отделении расположены 2 котла и правая турбина , в кормовом машинном отделении — два котла и левая турбина (гребной вал у неё короче). Редукторы с числовым соотношением 1:17 имеют вибродемпфированные корпуса и дают на валу до 300 оборотов в минуту .
На первых шести корпусах были установлены высоконапорные паровые котлы КВН-98/64 , вырабатывающие 98 тонн пара в час при давлении 64 кгс на см². Начиная с седьмого корпуса (эсминец «Строинн») устанавливались более совершенные и надёжные котлы КВГ-3 , с естественной циркуляцией воды (паропроизводительность каждого котла — 115 тонн пара в час при температуре 460—475° Цельсия. Энергия уходящих газов используется для нагрева воздуха в экономайзере (подогревателе) и для привода в действие компрессора от турбонаддувочного агрегата (небольшой газовой турбины), нагнетающего воздух в топки. Избыток или недостаток воздуха для котлов регулируется добавительной турбинкой или отсекается через заслонку .
Подача питательной воды происходит через экономайзер , откуда вода подаётся посредством питательной трубы в расположенные за экраном отпускные трубы, которые соединяют водяной и паровой коллекторы. Образование пара происходит в экранном ряде и конвективном пучке труб. Далее пар поступает в пароперегреватель, а затем в турбины. В состав конденсатно-питательной системы входят ионообменные фильтры для чистки и умягчения воды .
Система водоподготовки эсминцев проекта 956 оказала роковую роль на продолжительность службы всех кораблей проекта. Новые котлы корабельной КТУ стали исключительно требовательны к качеству питательной воды, в частности по кислородосодержанию. Но в отличие от ядерных силовых установок , система питательной воды оставалась «открытой» (сообщалась с атмосферным воздухом), поэтому водоподготовка, предусмотренная конструкторами, не обеспечивала требуемого качества воды, что приводило к быстрому выходу из строя котлов. Эсминцы с нерабочими котлами приходилось отправлять в ремонт . Опыт интенсивной эксплуатации кораблей с высоконапорными котлами показал, что отечественный Военно-Морской Флот к переходу на такие котлоагрегаты оказался технически и организационно малоподготовленным .
На кораблях проекта установлен также вспомогательный котёл паропроизводительностью 14 тонн в час. Рулевые устройства состоит из электрогидравлической машины и полубалансирного руля площадью 14 м².
Двухвальная установка с двумя малошумными винтами фиксированного шага позволяет эскадренным миноносцам проекта развивать полную скорость хода в 32 узла и максимальную скорость, равную 33,4 узлам. При нормальном запасе топлива в 1740 тонн мазута дальность плавания на максимальной скорости достигает 1345 морских миль , а на экономической скорости (18,4 узла) увеличивается до 3920 морских миль (4500 морских миль с топливом в перегруз) .
Боевая живучесть
Боевая живучесть эскадренных миноносцев проекта 956 обеспечивается за счёт выделения стальными конструкциями в корпусе корабля в местные противопожарные зоны погребов боезапасов, взрывоопасных помещений и отсеков энергетической установки. В состав стационарных средств пожаротушения входят:- противопожарная система с кольцевой магистралью с отростками к потребителям и семью насосами ;
- системы объёмного химического тушения , пенотушения с установками для ликвидации локальных очагов пожара, водораспыления в отсеках и водяного орошения переборок и сходов (расположены в отсеках энергетической установки) ;
- системы быстродействующего орошения погребов боезапаса, системы затопления погребов боезапаса, расположенных ниже ватерлинии .
- системы балластировки цистерн при решении задач непотопляемости ;
- водоотливная, осушительная и перепускная системы;
- система универсальной водяной защиты для обмыва наружных поверхностей корабля в условиях заражения от внешних источников;
- система очистки трюмных вод посредством удаления через сепараторы производительностью 2,5 м³/ч с сжиганием шлама от сепарированных нефтепродуктов во вспомогательном котле.
Как и все корабли третьего поколения эскадренные миноносцы проекта 956 не имеют архитектурной радиолокационной защиты . Большое количество радиолокационных антенн , размещённых на кораблях проекта, прямостенные участки борта и надстроек при плавании «на ровный киль» вследствие переотражения с гладкой поверхностью моря дают значительные значения ЭПР . Эскадренные миноносцы этого проекта имеют в семь раз большую ЭПР, чем французские фрегаты типа "Лафайет" (в том числе и за счёт более скромных размерений последних), но при качке разница сокращается втрое.
Вооружение
Зенитно-ракетное вооружение кораблей проекта представлено многоканальным зенитным ракетным комплексом М-22 "Ураган" (начиная с 14-го корпуса устанавливался ЗРК «Ураган-Торнадо»). Комплекс предназначен для защиты корабля и кораблей соединения от современных средств воздушного нападения и включает в себя две однобалочные наводящиеся пусковые установки, одна из которых находится в носу, на надстройке полубака, а вторая — на кормовой надстройке, за взлётно-посадочной площадкой. Масса одного ЗРК — 96 тонн. Общий боекомплект состоит из 48 ЗУР (зенитных управляемых ракет) типа 9М38М1 , который хранится в двух погребах на поворотных барабанах (в каждом по 24 ракеты). Система управления ЗРК состоит из шести радиопрожекторов подсвета цели и вычислительного комплекса. Целью для подсветки могут быть и надводные корабли .ЗРК «Ураган» способен вести одновременный обстрел 4—6 воздушных целей на высотах от 10 до 15 000 м и дальности от 3 до 25 км (у ЗРК «Ураган-Торнадо» дальность поражения увеличена до 70 км, а минимальная высота полёта снижена до 5 м). Масса ЗРК — 96 т, в том числе корабельная система управления весит 36 т, пусковая установка — 60 т). Темп стрельбы — 1 запуск в 6—12 секунд. Вероятность поражения самолета двухракетным залпом достигает 0,81—0,96 коэффициента, а вероятность поражения крылатой ракеты — 0,43—0,86
Артиллерия
Эскадренные миноносцы проекта 956 оснащенывртиллерийском комплексом в составе двух спаренных артиллерийских установокАК-130 калибра 130 мм, многоканальной системы управления (СУ) МР-184 («Лев-218») , состоящей из двухдиапазонной РЛС МР-184, телевизира , лазерного дальномера и цифрового вычислителя; башенного оптического устройства, комплекса механизированной подачи боезапаса и аппаратуры сопряжения. Масса артустановки — 98 т, масса СУ «Лев-218» — 12 т, масса механизмов погреба — 40 т . Темп стрельбы одной артустановки — от 20 до 90 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы — 24,1 км. Боезапас на ствол — 500 выстрелов , из которых до 180 всегда готовы к автоматической стрельбе . Четыре ствола эсминца проекта 956 способны выбрасывать за одну минуту 6012 кг металла. По мощи артиллерийского залпа корабли проекта 956 превосходят германский линейный крейсер эпохи Первой мировой войны "Фон-дер-Танн" .Механизмы погрузки и перезарядки позволяют вести артиллерийский огонь до полного исчерпания боезапаса практически без ручной перегрузки боеприпасов, чем отличаются от зарубежных АУ калибра 127-мм. В качестве системы управления используется специальный визирный пост, обеспечивающий эффективное ведение огня по береговым целям. Возможности РЛС «Лев» не позволяют работать артиллерийским установкам эсминца от одной СУ сразу на два борта (только на близких дистанциях можно возможно вести прицеливание через телевизиры).
Скорострельная зенитная артиллерия , предназначенная для самообороны корабля от крылатых ракет в ближней зоне ПВО , представлена двумя батареями 30-мм зенитных артиллерийских комплексов АК-63М (по одной батарее с борта). В составе каждой батареи имеется две шестиствольные артиллерийские установки с вращающимся блоком стволов водяного охлаждения и одна СУ «Вымпел». Эффективная дальность стрельбы — до 4 км, темп стрельбы — 4000 выстр./мин, общий боезапас — 16 000 выстрелов . Наведение автоматов АК-630 осуществляется исключительно дистанционно от РЛС «Вымпел», либо от визирной колонки. При своих выдающихся боевых характеристиках батарея из двух АК-630М из-за худших возможностей РЛС, а также из-за размещения последней на значительном удалении от оси стрельбы уступала по точности стрельбы одной 20-мм ЗАУ Mark 15 Phalanx CIWS
. Расчётное количество поражаемых одной батареей АК-630 противокорабельных ракет " Harpoon" оценивалось в середине 1970-х годов в 0,4-1,0 единиц.
Противокорабельное вооружение
Противокорабельное вооружение эскадренных миноносцев проекта 956 представлено противокорабельным комплексом"Мостик" (начиная с эсминца "Беспокойный" устанавливался усовершенствованный комплекс «Москит-М» с ракетой ЗМ-82) с двумя счетвёренными ненаводящимися пусковыми установками, в которых находится восемь противокорабельных ракет. Дальность полёта ракет — 120 км (у «Москита-М» увеличена до 170 км), вероятность попадания даже в условиях активного радиопротиводействия равна 0,94—0,99 коэффициента. Маршевая скорость полёта — 2,5—3 Маха , стартовая масса 3930 кг, масса боевой части — 300 кг. Корабельная система управления (КСУ) позволяет выполнить восьмиракетный залп всего за 30 секундПротиволодочное и минное вооружение
Для борьбы с подводными лодками на кораблях проекта в средней части корабля на верхней палубе побортно установлены два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата .Торпедная стрельба велась торпедами СЭТ-53М , позднее заменёнными на торпеды СЭТ-65 и УСЭТ-80 . В состав противолодочного вооружения эскадренных миноносцев проекта 956 входят также два реактивных бомбомёта РБУ-1000 с дальностью стрельбы 1000 м и общим боезапасом из 48 реактивных глубинных бомб с 99-килограммовой фугасной боевой частью . Реактивные бомбомёты размещены в корме, на надстройке (в районе взлётно-посадочной площадки). В задачи РБУ-1000 входит уничтожение ПЛ в ближней зоне на малых глубинах, а также поражение идущих на корабль торпед . Корабли проекта оборудованы штатными минными рельсами и могут принимать на борт до 22 мин заграждения типов РМ-1, ПМ-1 , УДМ.Авиационное вооружение
Постоянный вертолетный ангар на кораблях проекта конструкторами предусмотрен не был, тем не менее, вместо него на кораблях проекта имеется телескопический (сдвижной) ангар из алюминиевого сплава, в котором возможно временное укрытие 1 вертолёта Ка-27 . Вертолётная площадка размещена почти посередине корабля (за кормовой надстройкой), благодаря этому при посадке палубного вертолёта размахи килевой качки сказываются намного меньше. Системы принудительной посадки вертолёта на корабле отсутствуют. В зависимости от комплектации вертолёт может бороться с подводными лодками в пределах зоны обеспечения ПВО кораблём, либо вести радиолокационную разведку для выдачи целеуказания противокорабельному комплексу . Запас авиатоплива (керосина) — 5 тонн . Запас авиационного топлива обеспечивает выполнение двух заправок корабельного вертолёта .Радиотехническое вооружение
На кораблях проекта установлены радиолокационные станции (РЛС) освещения воздушной и надводной обстановки сантиметрового диапазона МР-710 «Фрегат» (с 1-го по 3-й корпус), МР-710М-1 «Фрегат-М» (на 4-м и 5-м корпусах) и МР-750 «Фрегат-МА» с дальностью обзора от 2 до 145 км (на всех остальных корпусах) . Эти станции даже в условиях интенсивных помех могут решать следующие задачи :- осуществлять освещение воздушной и надводной обстановки;
- обнаруживать воздушные, в том числе малоразмерные цели;
- обнаруживать надводные цели;
- обеспечивать госопознование.
Комментариев нет:
Отправить комментарий