воскресенье, 22 января 2012 г.

Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (МПЛАТРК) четвёртого поколения. 15 июня 2010 года головной корабль проекта «Северодвинск» спущен на воду. В постройке находится второй корабль — «Казань», строящийся по усовершенствованному проекту «Ясень-М». Всего планировалась постройка серии из 30 субмарин, затем количество запланированных кораблей уменьшилось до 5, затем были озвучены планы на строительство 6 или 7 субмарин, далее были озвучены планы что до 2020 года в строй войдут не менее 8 единиц. Весной 2011 года были озвучены планы по вводу в строй до 10 таких субмарин считая уже заложенные и построенные




История

Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году . На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач. Проектировщиком нового типа субмарин стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» , уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов . «Ясень» разрабатывался на базе проектов 705(К) «Лира» , 971 «Щука-Б» и призван заменить как их, так и проект 949А «Антей» . В проекте использованы многие технические решения, ранее не применявшиеся в отечественном подводном судостроении.
12 сентября 2011 головная лодка К-329 «Северодвинск» впервые вышла в море на ходовые испытания .

Конструкция

Планируемый облик лодки существенно отличается в различных источниках.
Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.
Спасательная камера на лодке одна; в ней может поместиться весь экипаж . Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 85 до 93 человек.

Силовая установка и двигатель

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством водомётного движителя либо малошумного винта. Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора , что сильно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа.

Вооружение

Десять торпедных аппаратов калибров 650 мм и 533 мм расположены по бортам лодки в районе ограждения выдвижных устройств.
За ограждением находятся 8 вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 3 ракеты.Возможность комбинировать ракетное вооружение, дает гибкость выполнения различных боевых задач — от поражения стационарных наземных целей ракетами «ЗМ-14Э» до борьбы с субмаринами противника и уничтожением всех типов надводных кораблей противокорабельными ракетами «ЗМ-54Э» и П-800 «Оникс».

Сравнительная оценка

Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния» . Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. По функциям «Ясень» будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами, значительно уступая им в боезапасе, но превосходя по скорости и подводным атакующим качествам.

Современное состояние

Закладка головного корабля класса «Ясень», получившего имя «Северодвинск», состоялась 21 декабря 1993 года на «Севмаше» под заводским номером 160. Вывод корабля из цеха состоялся 15 июня 2010 года. По словам генерального директора судостроительного завода «Севмаш» Николая Калистратова , ввод первого корабля в боевой состав Военно-морского флота РФ ожидается в 2011 году . Кроме того, заявлено, что комплекс вооружений для корабля уже практически готов, проходит испытания и готовится к принятию на вооружение одновременно с его вводом в состав флота. Длительное время строительства корабля объясняется тем, что в нем используются абсолютно новые и самые современные материалы.
24 июля 2009 года на Севмаше состоялась закладка второго корабля проекта 885 «Ясень-М», которому присвоено имя «Казань». Главком ВМФ Владимир Высоцкий рассказал, что закладка «Казани» была внеплановой, то есть не была предусмотрена в госпрограмме.
15 июня 2010 года АПЛ «Северодвинск» спущена на воду. На церемонии присутствовал Д. А. Медведев 12 августа 2011 года вышла в море на ходовые испытания.
Госпрограмма вооружений России на 2011—2020 годы предусматривает постройку десяти атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень», сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в Военно-промышленной комиссии при правительстве России.

Принятие на вооружение

Согласно планам модернизации Российского подводного флота МПЛАТРК проекта 885 «Ясень» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий