183Р «Комар» — серия ракетных катеров. Является первым в мире ракетным катером .
Был создан в 1959 году на базе торпедного катера проекта 183, на которые вместо торпедного вооружения были смонтированы две пусковые установки ангарного типа для ракет П-15.
Строились на двух предприятиях — заводе № 5 («Алмаз») в Ленинграде и Владивостоке. С 1959 года по конец 1965 года по данному проекту было построено 112 катеров. Альтернативно, в 1961 году был разработан проект катера 205У, отличия в проектах заключались в замене ангаров для ракет более компактными цилиндрическими контейнерами.
На катере монтировались ПУС «Клен», который получал данные от РЛС «Рангоут».
В Китае катера строились по лицензии (Тип 024, построено ок. 40 ед.), а в Египте на их основе в 1980 г. был разработан свой тип ракетных катеров — класс October (построено 6 ед.).
История создания проекта
К опытно-конструкторским и научно - исследовательским работам, направленным на создание первых ракетных катеров, в нашей стране приступили в начале 50-х годов. Оно осуществлялось в ЦМКБ "Алмаз". Главным конструктором первого советского ракетного катера был назначен Е.И.Юхнин, а главным наблюдающим от ВМФ капитан-лейтенант М.А.Журавлев. В качестве основы для его разработки был выбран ТКА пр. 183. Отсутствие аналогов в отечественном и в зарубежном военном катеростроении, потребовало выполнения значительного количества опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Особую озабоченность у проектантов вызывали проблемы, связанные с воздействием газовой струи работающего двигателя ракеты во время старта на корпусные конструкции катера, а также с безопасностью личного состава при выполнении пуска ракет.
Для выработки конструктивных решений и их проверки на полигоне были произведены масштабные и натурные испытания с использованием специально изготовленных средней части корпуса, надстройки и пусковой установки, которые являлись прообразами конструкций будущего ракетного катера. Пуски с этого полигонного устройства весовых макетов ПКР П-15, оснащенных штатными стартовыми двигателями, показали, что многие конструкции требуют дополнительных подкреплений. Кроме того, подпалубные помещения, ходовая рубка и надстройка, в которых во время пуска ракет находится личный состав, должны быть надежно защищены от импульсного давления в момент старта. В результате удалось добиться такой конструктивной защиты помещений, которая вместе со специальными газоотражательными конструкциями позволила обеспечить необходимую защиту личному составу.
Первоначально, до запуска в серийное строительство, было создано два ракетных катера. В 1957 году на Черном море состоялись их первые морские испытания. Наконец 16 октября был произведен первый пуск специально созданной для использования с катеров ПКР П-15. Все расчеты подтвердились, правда, некоторые легкие катерные конструкции и недостаточно прочно закрепленные изделия (защитные кожухи, спасательный плотик, отдельные вентиляционные головки на палубе) газовой струей были снесены в море. В ходе испытаний проверялись также боевые возможности РКА, эффективность ракет и надежность обслуживающих их систем.
Технические характеристики ракетного катера проекта 183Р
Водоизмещение - 77 тонн;
Длина - 25 м;
Ширина - 6 м;
Осадка -1,2 м;
Материал корпуса - дерево;
Силовая установка - четыре дизеля общей мощностью 4800 л. с.;
Дальность плавания - 1000 миль;
Скорость - 43 узла;
Экипаж - 15 человек;
Корпус, силовая установка и системы управления ракетного катера остались от прототипа. Изменения коснулись главным образом вооружения. Из двух спаренных 25 мм артиллерийских установок оставили одну в носовой части. Торпедные аппараты заменили на два ракетных ангара с пусковыми установками противокорабельных ракет П-15. Также ракетные катера установили новую локационную станцию обнаружения надводных целей и аппаратуру управления огнем. Дальность полета противокорабельной ракеты П-15 в зависимости от модификации составляла от 40 до 80 км. Фугасно-кумулятивная боеголовка весила 500 кг. Ракета наводилась на цель в двух режимах: радиолокационном или инфракрасном. Стрельба ракетами была возможна на скорости хода ракетного катера до 30 узлов.
Был создан в 1959 году на базе торпедного катера проекта 183, на которые вместо торпедного вооружения были смонтированы две пусковые установки ангарного типа для ракет П-15.
Строились на двух предприятиях — заводе № 5 («Алмаз») в Ленинграде и Владивостоке. С 1959 года по конец 1965 года по данному проекту было построено 112 катеров. Альтернативно, в 1961 году был разработан проект катера 205У, отличия в проектах заключались в замене ангаров для ракет более компактными цилиндрическими контейнерами.
На катере монтировались ПУС «Клен», который получал данные от РЛС «Рангоут».
В Китае катера строились по лицензии (Тип 024, построено ок. 40 ед.), а в Египте на их основе в 1980 г. был разработан свой тип ракетных катеров — класс October (построено 6 ед.).
История создания проекта
К опытно-конструкторским и научно - исследовательским работам, направленным на создание первых ракетных катеров, в нашей стране приступили в начале 50-х годов. Оно осуществлялось в ЦМКБ "Алмаз". Главным конструктором первого советского ракетного катера был назначен Е.И.Юхнин, а главным наблюдающим от ВМФ капитан-лейтенант М.А.Журавлев. В качестве основы для его разработки был выбран ТКА пр. 183. Отсутствие аналогов в отечественном и в зарубежном военном катеростроении, потребовало выполнения значительного количества опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Особую озабоченность у проектантов вызывали проблемы, связанные с воздействием газовой струи работающего двигателя ракеты во время старта на корпусные конструкции катера, а также с безопасностью личного состава при выполнении пуска ракет.
Для выработки конструктивных решений и их проверки на полигоне были произведены масштабные и натурные испытания с использованием специально изготовленных средней части корпуса, надстройки и пусковой установки, которые являлись прообразами конструкций будущего ракетного катера. Пуски с этого полигонного устройства весовых макетов ПКР П-15, оснащенных штатными стартовыми двигателями, показали, что многие конструкции требуют дополнительных подкреплений. Кроме того, подпалубные помещения, ходовая рубка и надстройка, в которых во время пуска ракет находится личный состав, должны быть надежно защищены от импульсного давления в момент старта. В результате удалось добиться такой конструктивной защиты помещений, которая вместе со специальными газоотражательными конструкциями позволила обеспечить необходимую защиту личному составу.
Первоначально, до запуска в серийное строительство, было создано два ракетных катера. В 1957 году на Черном море состоялись их первые морские испытания. Наконец 16 октября был произведен первый пуск специально созданной для использования с катеров ПКР П-15. Все расчеты подтвердились, правда, некоторые легкие катерные конструкции и недостаточно прочно закрепленные изделия (защитные кожухи, спасательный плотик, отдельные вентиляционные головки на палубе) газовой струей были снесены в море. В ходе испытаний проверялись также боевые возможности РКА, эффективность ракет и надежность обслуживающих их систем.
Технические характеристики ракетного катера проекта 183Р
Водоизмещение - 77 тонн;
Длина - 25 м;
Ширина - 6 м;
Осадка -1,2 м;
Материал корпуса - дерево;
Силовая установка - четыре дизеля общей мощностью 4800 л. с.;
Дальность плавания - 1000 миль;
Скорость - 43 узла;
Экипаж - 15 человек;
Корпус, силовая установка и системы управления ракетного катера остались от прототипа. Изменения коснулись главным образом вооружения. Из двух спаренных 25 мм артиллерийских установок оставили одну в носовой части. Торпедные аппараты заменили на два ракетных ангара с пусковыми установками противокорабельных ракет П-15. Также ракетные катера установили новую локационную станцию обнаружения надводных целей и аппаратуру управления огнем. Дальность полета противокорабельной ракеты П-15 в зависимости от модификации составляла от 40 до 80 км. Фугасно-кумулятивная боеголовка весила 500 кг. Ракета наводилась на цель в двух режимах: радиолокационном или инфракрасном. Стрельба ракетами была возможна на скорости хода ракетного катера до 30 узлов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий