четверг, 19 января 2012 г.

Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар»

Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар» — серия советских РПКСН — атомных подводных лодок, оснащённых комплексом Д-9Р с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18).
Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин» , Генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв .



История

Жидкостная двухступенчатая баллистическая ракета морского базирования Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18), представляла дальнейшее развитие ракеты Р-29 и отличалась от неё наличием разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН). Ракеты могли оснащаться различными комплектациями головных частей — одна, три или семь боеголовок. Был реализован принцип полной астрокоррекции. Для этой ракеты в 1972 году ЦКБМТ «Рубин» и начал разработку РПКСН 667БДР «Кальмар» (Delta-III), как дальнейшее развитие проекта 667БД «Мурена-М» (Delta-II). Система управления нового корабля позволяла выстреливать весь боекомплект в одном залпе. Кроме ракетного оружия, более совершенной системы управления ракетной стрельбой, улучшенной акустической защиты и РЭВ (новые НК, БИУС, ГАК и средства связи), а также улучшенными условиями обитаемости экипажа, в целом, проект 667БДР был улучшенной модификацией проекта 667БД. Головная лодка проекта К-441, оказалась фактически второй, так как по проекту 667БДР был достроен 5-й корпус проекта 667БД К-424 . Всего было построено 14 кораблей. В январе-апреле 1979 года РПКСН К-455 667БДР и К-490 667Б(капитан 1 ранга И. А. Толстолыткин, капитан 1 ранга В. М. Кузнецов, старший на переходе командир 13-й дивизии контр-адмирал А. И. Павлов) совершили групповой трансокеанский переход южным путём через пролив Дрейка, из бухты Ягельная (СФ) в бухту Крашенинникова (ТОФ). В походе проверялась эффективность работы навигационной системы «Шлюз». Для обеспечения перехода СФ выделил ОИС «Байкал» (капитан 3 ранга Г. Бочинский, старший капитан 1 ранга П. Л. Климов), на котором шёл второй экипаж К-455 (капитан 1 ранга И. Г. Чефонов). 17 февраля корабли получили радио из штаба СФ с сообщением о нападении Китая на Вьетнам из-за спорных островов Спратли. C 1980 г. выполнено семь одиночных межфлотских, подлёдных, трансарктических (С Северного Флота на Тихоокеанский Флот) переходов РПКСН проекта 667БДР (первый переход совершила подводная лодка К-223 под командованием Д. Н. Новикова, старший на борту вице — адмирал Л. А. Матушкин). Подводные лодки при форсировании мелководного Чукотского моря в районе острова Врангеля испытывали большие трудности. Глубины здесь не превышали 50 м. Большую опасность представляли огромные ледовые поля. Пространство между ледяным панцирем и кораблем часто не превышало 3-4 м при глубине под килем 4-5 м.

Конструкция

Конструктивно подводный крейсер 667БДР во многом аналогичен пр. 667БД, но немного длиннее, новым на 667БДР, по сравнению с 667БД, было увеличение высоты ограждения ракетных шахт. Прочный корпус так же как и на 667БД разделялся десятью прочными переборками на одиннадцать отсеков. 1-й, 3-й и 10-й отсеки являлись отсеками убежищами, оборудованными входными люками с устройствами шлюзования обеспечивающими выход из аварийной пл сухим способом, поперечные переборки этих отсеков рассчитаны на давление в 40 атмосфер. Установка системы объёмного химического пожаротушения с использованием фреона увеличила пожаробезопасность подводной лодки.

Силовая установка

Главная энергетическая установка проекта включает два водо-водяных реактора ВМ-4С (тепловая мощность 90 МВт каждый), размещённых в 7 отсеке, две паровые турбины ОК-700А и два главных турбозубчатых агрегата размещены в 8 и 9 отсеках и развивают суммарной мощность на валы в 40 000 л.с, два резервных электродвигателя на валах мощностью по 225 кВт (300 л.с.) находятся в 10 отсеке. Электроснабжение обеспечивается двумя турбогенераторами мощностью по 3 000 кВт (4080 л.с.) каждый, двумя вспомогательными дизель-генераторами ДГ-460 мощностью по 450 кВт (625 л.с), на линии вала, двумя аккумуляторными батареями свинцово-кислотного типа по 112 элементов каждая. На лодке были применены новые малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными антикавитационными характеристиками .

Корпус

Проект 667БДР относится к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имеет овальную форму, кормовая оконечность выполнена веретенообразной. Передние горизонтальные рули располагаются на ограждении рубки. Кормовое оперение выполнено крестообразным. Лёгкий корпус, как и у предшествующих проектов, имеет характерный развитый «горб» за ограждением прочной рубки, закрывающий ракетные шахты, выходящие из прочного корпуса. По сравнению с проектом 667БД «горб» несколько выше, что вызвано очередным увеличением габаритов ракет. Кроме того, в кормовой, пологой части «горба» вне прочного корпуса размещена буксируемая протяжённая гидроакустическая антенна «Параван». Прочный корпус с наружными шпангоутами цилиндрического сечения. Изготовлен из стали АК-29 (толщина — 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

  • 1-й — торпедный;
  • 2-й — аккумуляторный и жилой;
  • 3-й — центральный пост, пульт ГЭУ;
  • 4-й — носовой ракетный;
  • 5-й — кормовой ракетный;
  • 5-Бис — жилой;
  • 6-й — дизель-генераторный (отсек вспомогательных механизмов);
  • 7-й — реакторный;
  • 8-й — носовой турбинный;
  • 9-й — кормовой турбинный;
  • 10-й — электродвигательный, кормовой отсек.
Переборки отсеков выдерживают давление 10 кгс/см², переборки отсеков-убежищ − 1-го, 3-го и 10-го рассчитаны на давление 40 кг/см².

Вооружение

  • Ракетное
Основным вооружением является ракетный комплекс Д-9Р , насчитывающий 16 пусковых установок шахтного типа. Этот комплекс впервые обеспечил возможность боевого применения ракетного оружия из высоких широт. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 50 метров при скорости 6 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе. Ракета Р-29Р , жидко-топливная, использующая в качестве окислителя азотный тетраоксид (амил) и в качестве горючего — несимметричный диметилгидразин (гептил) — предназначена для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях с возможностью наносить удары по высокозащищенным малоразмерным («твердым», по определению американцев), целям, таким как пусковые установки МБР наземного базирования, командные пункты, базы хранения спецбоеприпасов. Принята на вооружение ВМФ в 1977 году. Основные тактико-технические характеристики: Масса стартовая, т 35,3. Масса макисмальная забрасываемая, т 1,65. Максимальная дальность стрельбы — межконтинентальная. Головная часть моноблочная и разделяющаяся Количество боевых блоков, шт.1, 3, 7 (Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км.) Система управления астроинерциальная с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Количество ступеней, шт. 2. Длина ракеты, м 14,1. Диаметр ракеты, м 1,8. Топливо жидкое.

  • Торпедное
Торпедное вооружение корабля состоит из четырёх 533-миллиметровых и двух 400-миллиметровых торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы, обеспечивающей стрельбу на глубинах погружения до 250 метров, системы подготовки торпедных аппаратов «Кальмар». Торпедный комплекс занимает верхнюю треть первого отсека. Торпедные аппараты располагаются в два горизонтальных ряда. В диаметральной плоскости корабля, над первым рядом ТАТА, находился горизонтальный торпедопогрузочный люк. В боекомплект входит 16 торпед .
Торпеда подводных лодок 53-65К (противокорабельная)принята на вооружение в 1969 году. Газотурбинная, перекисно-водородная торпеда, калибр 533 мм, длина 7,2 м, вес 2070 кг, вес взрывчатого вещества в боевой части около 300 кг, скорость 45 узлов и дальность хода 19 км. Система самонаведения акустическая активная с вертикальным лоцированием кильватерного следа корабля-цели, взрыватель неконтактный, активный, электромагнитный. Прибор курса, установленный в торпеде, обеспечивает установку угла поворота торпеды в любой точке траектории, что позволяет применять ее при любых курсовых углах цели от 0° до 180°.
Торпеда подводных лодок СЭТ-65 (противолодочная) принята на вооружение в 1965 году. Электрическая, калибр 533 мм, длина торпеды СЭТ-65 — 7,8 м, вес 1750 кг. Вес взрывчатого вещества в боевой части около 200 кг. Серебряно-цинковая аккумуляторная батарея одноразового действия СЦ-240, обеспечивает скорость 40 узлов и дальность хода 15 км. Система самонаведения акустическая активно-пассивная с радиусом реагирования по активному каналу 800 м, взрыватель неконтактный, кругового действия, акустический, активного типа с радиусом реагирования 10 м. Двухторпедный залп этими торпедами с параллельным их ходом обеспечивает надежное поражение свободно маневрирующей подводной лодки на дистанциях стрельбы до 30-35 кабельтовых и глубинах погружения до 400 м.

Радиоэлектронное вооружение

В состав радиоэлектронного оборудования входят:
  • БИУС МВУ-106 «Алмаз-БДР».
  • КЦВС «Атолл».
  • Радиолокационный комплекс МРК-50 «Каскад» («Snoop Tray»), МРК-57 «Корма».
  • Гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон» («Shark Teeth») представляющий собой модернизированный вариант МГК-300 «Рубин» с дальностью обнаружения цели до 200 км и принятый на вооружение в 1976 году ,
  • ГАС «Аврора-1», ГАС «Шмель» навигационная.
  • МГ-43 — станция измерения скорости звука под водой, МГ-33.
  • средства РТР и РР МРП-21А «Залив-П» РТР, «Завеса-П» радиопеленгатор(Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F)
  • средства ГПД 4 х ГПД МГ-44, МГ-34,ГИП-1.
  • Навигационный комплекс «Тобол-М1» или «Тобол-М2».
  • КНС «Цикада», радиосекстант (Code Eye), ИНС
  • Комплекс радиосвязи «Молния-М» (Pert Spring); ССС «Цунами-БМ», буксируемые буйковая антенны «Параван», выпускаемое буксируемое антенное устройство «Ласточка» (СНЧ), ВЧ и СВЧ-антенны, станция звукоподводной связи.
  • Средства ледовой разведки «Нок-1» навигационный обнаружитель круговой, «НОР» навигационный обнаружитель разводий, «ЭЛ-3» эхоледомер.
  • телевизионные комплексы МТ-70,МТ-30;
  • корабельная система единого времени «Платан-М»

Современное состояние

Десять кораблей проекта выведены из эксплуатации и отправлены на переработку. Из четырёх кораблей в строю три входят в состав Тихоокеанского флота и несут штатное ракетное вооружение. Четвёртый находящийся в строю корабль перестроен для выполнения особых заданий в носитель сверхмалых подводных лодок.
Два насоса и преобразователь с одной из подлодок проекта контрабандой были вывезены в Китай.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий